Коранический призыв к единству

By 0
1734
Коранический призыв к единству

Одним из важных средств достижения единства и братства является правильное познание мусульманами друг друга. Предвзятость в исторических спорах является препятствием правильного понимания друг друга. Согласно арабской пословице: «Люди враждуют с тем, чего не знают».
Более того, разделена и мусульманская умма, и она продолжает разделяться снова и снова. На протяжении последних веков интерпретаторы Ислама, ученые, улемы вновь и вновь толковали единую исламскую религию настолько по-разному, что сейчас мы имеем тысячу религий, которые зачастую столь противоречивы, что мы часто сражаемся из-за этого и убиваем друг друга.
Мы позволили нашей единой умме разделиться на многочисленные секты, мазхабы и тарикаты, каждый из которых больше радеет о праве считаться истинным приверженцем Ислама, чем вся наша умма в целом.
Но этим не исчерпывается все то, что мы игнорируем из учения Ислама. Нас благословили наставлением «читать», то есть приобретать знания. Ранние мусульмане воплощали это наставление в жизнь, переводя и изучая работы древнегреческих и других доисламских ученых. И эти мусульманские ученые своими исследованиями вносили вклад в сокровищницу знаний.
Из среды ранних мусульман вышли великие математики и исследователи, ученые, врачи, астрономы и т.д. Они преуспели во всех областях знания своего времени, помимо изучения и практики своей собственной религии – Ислама.
Но на половине пути развития исламской цивилизации появились новые толкователи Ислама, которые стали учить тому, что приобретение мусульманами знаний означало лишь изучение исламской теологии. Изучение естественных наук, медицины и т.д. не поощрялось.
В интеллектуальном смысле в мусульманском обществе начался регресс. Из-за этого интеллектуального регресса мусульманская цивилизация начала шататься и клониться к упадку.
Мусульмане все более и более вовлекались в споры по незначительным вопросам, таким как: «соответствуют ли Исламу узкие брюки и кепки с козырьком», «следует ли разрешать печатные машинки» и «можно ли использовать электричество при освещении мечетей». Мусульмане проспали мировой прогресс.
Вот что произошло в результате поверхностной интерпретации Корана, при которой внимание уделялось не сути Корана и Сунны Пророка, а форме, манерам и средствам, использовавшимся в 1-м веке по Хиджре. То же произошло и с другими наставлениями Ислама. Нас больше интересует буква, а не дух учения Аллаха, и мы придерживаемся лишь буквального толкования традиции Пророка!
Ислам не был ниспослан лишь для 7-го столетия нашей эры. Ислам был ниспослан на все времена. А времена изменились. Хотим мы этого или нет, но и мы должны измениться, не путем изменения нашей религии, а путем применения ее наставлений в контексте того мира, который радикально отличается от существовавшего в 1-м веке по Хиджре.
Внимательное изучение всех крупных исламских течений показало то, что среди них сходств больше, чем противоречий. Все мусульмане убеждены, что Всевышний – Един, пророк у них – один и тот же, и все они верны Корану. Все мусульмане верят в Судный день, убеждены в том, что Бог вознаграждает и наказывает. Все мусульмане совершают ритуальную молитву в сторону одной Киблы, т.е. в сторону «Масджид аль-Харам» (Запретная мечеть) в Мекке. Все мусульмане соблюдают пост в месяц рамадан. Все мусульмане одновременно в одном и том же месте совершают хадж. Все мусульмане считают обязательными закят, призыв к добру и запрещение зла. Все мусульмане убеждены, что между мусульманами и честными людьми должны быть дружественные отношения, и, наоборот, необходимо избегать врагов Всевышнего. Все мусульмане обладают равными преимуществами и достоинствами. Как сказано в Коране: «Поистине, верующие – братья». Несмотря на цвет, нацию, половую принадлежность и различие религиозных течений все по отношению друг к другу считаются сестрами и братьями и имеют обязанности, которые требуют исполнения.
К сожалению, среди всех групп и течений всегда находятся те, которые стараются раздуть имеющиеся различия и вместо призыва к единству и братству, призывают к разногласиям и спорам. Такие люди спешат найти любой повод, чтобы тех, кто противоречит их взглядам, назвать безбожниками или лицемерами, а любое действие, не приемлемое ими – ересью. Однако нет сомнений, что неверующие и еретики существуют. И нужно проявлять большую предосторожность и внимательность к ним. Великие исламские ученые и духовные лидеры, независимо от того сунниты они или шииты, никогда не противостояли друг другу, а сохраняли гармонию, миролюбие, проявляли стремление к единству, справедливости, проявлению милосердия.
Ислам принес единство и сплоченность тем, которые претерпевали трудности от вражды.
“И крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе, а также не разделяйтесь и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами друг другу, а Он сблизил ваши сердца и по Его милости вы стали братьями. И вы были на краю огненной пропасти, а Он спас вас от нее. Таким образом, Аллах разъясняет вам Свои знамения, – может быть, вы ступите на Прямой путь» (Сура «Аль-Имран», 103 аят).
Единство и дружба считаются проявлением величия и мудрости Всевышнего (сура «Аль-Анфаль», 63 аят).
«И Он сплотил их сердца! Если бы ты израсходовал все то, что имеется на земле, то и тогда не объединил бы их сердца. Однако, Аллах объединил их сердца, ибо, воистину, Он – Могущественный, Мудрый!”
Коран предостерегает мусульман от дел таких людей, как Фараон, которые распространяли рознь и смуту среди людей (сура «Аль-Касас», 4 аят).
“Воистину, Фараон самовозвеличился на земле Египта и разграничил его население. Одну часть из них он ослаблял, умерщвляя их новорожденных сыновей и оставляя в живых женский пол. Воистину, он был из вредителей”.
И предупреждает, что, если будут враждовать друг с другом, то ослабнут и будут побеждены (сура «Аль-Анфаль», 64 аят).
«О Пророк! Достаточно Аллах тебе и тем из верующих, кто последовал за тобой».
На самом деле, этот призыв к сплоченности не относится только к мусульманам. Священный Коран призывает всех, кто поклоняется Всевышнему, а также христиан и иудеев к единству и напоминает об общих корнях.
«Скажи, Мухаммад: «О, обладатели Писания! Обратитесь к Слову, одинаковому для нас и для вас, чтобы нам вместе не поклоняться никому, кроме Аллаха, и никого не придавать Ему в «сотоварищи», а также, чтобы некоторым из нас не превращать других в Господ миров, кроме Аллаха. Но если они отвратятся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся Аллаху” (Сура «Аль-Имран», 64 аят).
Собирайтесь, все вместе поднимем руки в молитве, и будем надеяться, что день ото дня наши единство и сплоченность будут сильнее.

М.М. Галлямов