Skip to content

Из жизни мечети...

Главная Статьи Публикации Ислам, знания и наука
Ислам, знания и наука PDF Печать E-mail
Публикации

Бисмилляхир-рахманир-рахим!

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Всемилостивый

Коран ниспослал

Человека сотворил

Дар речи ему дал....

Сура 55 «Ар-Рахман»

«Всемилостивый», аяты 1-4

 

«Если хочешь найти истоки,

надо идти против течения»

Мартин Лютер (1483-1546)

немецкий религиозный реформатор

 

По данным ученых прошлого, Исламские науки развивались со второго века хиджры (хиджра араб. – переселение‎, переселение‎ Пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году). Начало этого года является точкой отсчета в мусульманском летоисчислении.

 

В мусульманской среде наука, культура развиваются до настоящего времени, и это является важнейшим достижением цивилизации. Исламская цивилизация, вероятно, была самой плодотворной и творческой цивилизацией в области науки. Ее достижения шли в авангарде в различных видах деятельности, начиная медициной, астрономией, фармацевтикой и т.д. Причем с давних веков шел активный обмен между исламскими науками и отдельными областями запада и востока, в результате получилась совокупность наук, которая развивалась независимо от запада или востока, т.е. от ее национальной принадлежности. Мир природы, причинно следственные явления все они взаимосвязаны, независимо от подходов к их изучению.

Осмелюсь предположить, что первые исследования начались в свете Корана и сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) (сунна араб. – путь, образец, пример) является образцом и руководством для всей мусульманской общины, для решения всех мусульманских проблем, следующий после Корана.

Пророку Мухаммаду ниспосылается Коран. Первое откровение, ниспосланное Пророку Аллаха, открылось во время пребывания его в пещере Хира. К нему явился ангел Джибрил и сказал «Читай». Он ответил: «Я не умею читать» и так три раза. После небольшого перерыва Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вновь услышал этот голос. Обращаясь к нему, сказал: «Мухаммад, ты – Посланник Аллаха, а я Джибрил».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осознает свою пророческую миссию и проповедует Ислам публично. С начала ниспослания прошло три года, в течение которого люди стали массово приобщаться к Исламу. Тогда Аллах обратился к Пророку со следующими словами: «Увещевай своих близких (по крови) и близких из твоей общины» (26:214).

Запись Корана проведена при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) под его непосредственным наблюдением, чтобы ничто не было упущено, добавлено или изменено. Все экземпляры Корана, появившиеся в течение 14 столетий существования Ислама абсолютно идентичны. Какое было счастье моим предкам, родителям, поколениям мусульман и мне в том числе, которым дошла прямая речь Аллаха, какое испытываем мы счастье, слушая в мечети чтение священного Корана, автор этих строк один из них.

Известно, что Коран был ниспослан частями, Всемогущий Аллах позаботился о его сохранности и о порядке следования его частей. Он открыл Посланнику  Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), на каком месте должен стоять каждый ниспосланный аят и каждая ниспосланная сура. В Коране говорится: «Когда читается Коран, то слушайте Его и храните молчание, – может быть, вы будете помилованы» (7:204).

Как сказано выше, Священный Коран – это прямое обращение Всевышнего к умам, сердцам людей.

Первые ниспосланные аяты (знамения) людям, будущий Пророк получил в 610 году в ночь могущества – Ляйлятуль-Кадр. Это самая священная ночь года. Коран призывает обдумать, размышлять о них, воспринять их сердцем, т.е. органом, которым мы познаем, воспринимаем духовность. Не случайно в Коране много раз повторяется призыв к людям поразмыслить, усвоить, вспомнить, воспринять и т.п. Через разум, этот великий дар, который дал нам Всевышний мы, люди должны глубоко осознать Священный Коран, на основе этого осознать свое место в этом Мире и жить по Законам Корана, законам своего государства, в котором мы живем. Коран извещает: «…Нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге Ясной» (6:59).

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что первые научные труды в древнем Арабском мире появились Коранические науки. Теологи исследовали в течение многих веков, старались донести до своих единоверцев Священный Коран, подкрепляя свои точки зрения научными данными. Во все времена особое внимание уделялось видам чтения Корана, вопросам различения аятов, терминов, понятий и т.д.

В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что  «Час занятия наукой превосходит молитвы 70-ти (или 60-ти) лет».

Также Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший из вас тот, кто изучает Коран и учит других».

Ислам учит к веротерпимости ко всем религиям и конфессиям.

Труд иранского ученого Марифата Мухаммада Хади «Коранические науки» (Москва) увидевшая свет в переводе на русский язык в 2014 году, одна из работ, изучающих в области Коранических наук. Подчеркивая значительную важность исследований автора, ее полезность, высокую эрудированность ученого. Я обратил особое внимание (книга объемом 500 стр.), что автор при исследовании вопроса в Библиографии использовал более 150 источников. Очевидно, это далеко не полный перечень работ. Известно, что даже ученому такой древней страны как Иран, не может быть доступной вся литература Мусульманского Востока.

Ислам породил многогранные формы теологии, которые получили общее название калам. «Калам» означает Слово Божие, т.е. Коран. Считается, что основу этого направления заложил Али ибн Абу Талиб, поэтому он считается в качестве первого исламского теолога – мутакалима.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил для вас две вещи: Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка и вы никогда не собьетесь с пути, пока будете следовать им».

Как хорошо, что подтверждению слов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы являемся свидетелями и в наши дни. Жак Ив Кусто (ученый с мировым именем, океанограф) принял Ислам и умер мусульманином. Кусто был поражен узнав, что его открытия были описаны в Коране 1400 лет назад. Кусто говорит: «Клянусь этот Коран, от которого современная наука отстала на 14 веков, не может быть речью человека, это истинная речь Всевышнего».

Значение мусульманской науки для исламской цивилизации и развития западной науки в целом очень обширная тема, я лишь очень кратко перечислю некоторые их них.

Мусульмане с начала исламской эры обратили пристальное внимание, особенно на развитие математики, физики, медицины, астрономии.

После основания «Дома мудрости» халифа аль-Мамуна (халиф араб. – приемник, заместитель), арабский язык превратился в язык науки. Привилегия арабского языка сохраняется и до наших дней. На арабский язык были переведены труды Гиппократа, Галена, Птолемея, Гиппарха, Аристотеля, Евклида и многих других ученых мира – Греции, Ирана, Индии, Китая и других стран, тем самым исламские науки оказали влияние на научные мысли Средних веков.

В арифметике важнейшим достижением мусульман создание тех цифр, которые стали известны под названием «арабские», еще одним достижением стало использование дробей. Кроме того мусульманские математики были первооткрывателями правил дробей, первооткрывателями счетных приспособлений, установили связь между алгеброй и геометрией. Особое развитие у мусульман получила тригонометрия. Слово «синус» является переводом арабского происхождения, от слова «джайб», что означает яма или углубление. Мусульмане развили алгебру, от достаточно жалкого, до новой, блестящей научной дисциплины.

Еще одной областью математики, которая в настоящее время не считается математической дисциплиной, является музыка. Мусульмане теоретическую музыку считали частью математики, что отражено в большинстве классификаций исламских наук. В древних трудах Ибн Сины и Кутбуддин аш-Ширази отдельные работы посвящены музыке, связав изучение их с математикой.

Астрономия играла особую роль в выполнении Исламских религиозных предписаний, поскольку ее сведения необходимы для нахождения Киблы и установления времени намаза. Это заставило мусульман с древних времен вести наблюдения за небом и изучать небесные тела. Мусульманские астрономы создали и установили в обсерватории соответствующие астрономические приборы, но и вели математические и теоретические исследования.

Помню, при посещении в составе экскурсии в Самарканде обсерваторию Улуг-Бека, экскурсовод с восхищением рассказывал, что было создано Улуг-Беком. Достигнутые им важные открытия при исследовательских работах в этой обсерватории и в ХХ веке восхищали ученых как была спроектирована и создана обсерватория, а также инструменты которым была оснащена обсерватория, которые опередили на века научную мысль того времени. Например, инструмент астролябия, хотя название и греческое, изобрели его мусульмане. Без этого инструмента ни Магеллан, ни Христофор Колумб не могли бы пересечь огромные океаны. Этот прибор, усовершенствованный в настоящее время служит для изучения звезд и планет. Многие обсерватории, методы математических вычислений мусульманских астрономов-ученых, имеют большое практическое применение и в настоящее время.

Астрономия находится в очень тесной связи с географией и геологией тоже. Наивысшей точки развития мусульманской географии стали работы Идриси, который составил карты мира. Абу Райхан Бируни – один из выдающихся геологов сделал ряд открытий о происходящих на земле изменений, образование минеральных ископаемых.

В физике мусульмане также достигли больших успехов, в области света-оптики, преломления и отражения света, свойств различных видов зеркал. Ученые мусульмане дали правильные объяснения явлению радуги. В работах Ибн Сины можно найти ростки нового учения будущей теории «момента движения». Большое развитие мусульмане получили в трудах массы и объема, те самые известные из трудов принадлежат перу Бируни и Хазани.

Большой вклад мусульмане внесли и в изучение естественных наук. Ежегодное паломничество в Мекку давало возможность ученым ежегодно обмениваться научными взглядами, пополняя их. Например, мне известно, что моим дедом Минигалеевым Мингазетдином, после поездки в Хадж в начале ХХ века были опубликованы статьи по этнографическим и географическим наблюдениям о тех регионах, где он побывал.

Мусульмане внесли новое наполнение, изучив нравственную сторону жизни животных, в том числе животных, упоминаемых в Коране, дабы показать и лучше понять мудрость Всевышнего Создателя.

Одной из самых широких сфер деятельности исламских ученых является исламская медицина. Фундамент из высказываний, деяний и привычек связан с именем Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), под названием «Медицина Пророка». Все они относятся к охране здоровья и заботе о теле и связи между телом и душой. Одним из наиболее известных в исламском мире ученых-медиков является Ибн Сина и его труд «Врачебные каноны». Труды Ибн Сины стали известными в истории медицины, вплоть до наших дней. Его книги до сего времени изучаются в Пакистане, Индии, Бангладеш, Шри-Ланке, в некоторых районах Ирана. Ибн Сина прославился установлением причины и лечения ряда заболеваний. С именем Ибн Сины связана культура, даже в определенной степени еда мусульман и она сохраняется во многих исламских странах до сих пор.

Исламская медицина стала одной из важнейших достижений исламской цивилизации, в последние годы пытаются оживить и активизировать ее. В источниках трудов Ибн Сины, упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов 240. Они охватывают такие науки как философия, медицина, логика, психология, физика, астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература и др. А труды Ибн Сина написаны ведь более 1000 лет тому назад!

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых-медиков в истории человечества. Общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, из них сохранилось около 30. У автора этих строк имеется «Каноны врачебной науки», избранные разделы в трех томах.

Много аятов Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) посвящены достоинству знаний.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

В хадисе также говорится: «Кому Аллах пожелает блага, тому Он дарует знание в религии и откроет ему пути счастья». В священном Коране о просвещении упоминается семьсот двадцать раз!

Я прошу Аллаха защитить нашу Россию, наш Башкортостан, наших мусульман от необразованности, от безверия, от незнания Корана!

Богословы первых веков говорили: «Знания это три пяди: кто достигнет первую, тот высокомерен, кто достигнет вторую, тот скромен, а кто доходит до третьей, тот осознает, что ничего не знает». «Упустил малость – отстал навсегда». Стремитесь к обретению знаний от колыбели до могилы. Есть у Л.Н. Толстого такое высказывание: «Знание без нравственной основы – ничего не значит».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина»;

«Знание есть клад, ключом к нему является любознательность. Стараться передать знания нелюбознательному – напрасный труд»;

«Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угодней, чем целая ночь, проведённая в молитве»;

«Приобретайте знания от колыбели до могилы».

Один ученый об образованном человеке сказал так: «Образование делает из индивидуума гражданина». Образование дает знания или навыки. Обеспечивает социализацию. Образование дает человеку смысл и осмысленность его действиям и решениям, растянутым во времени. Это профессиональный выбор, траектория самообразования, создание семьи, собственных детей. Любой человек, прежде чем прийти к самостоятельной жизни, чем-то заняться должен получить хорошее образование. Многие дела одному сделать невозможно. Любое дело коллективное. Молодой человек, вступающий в жизнь должен выяснить себе – каким я буду, эгоистом или коммуникабельным, общительным, любящим людей, без любви к людям не может быть человека в обществе, уж только затем он должен задать себе вопрос, а кем я буду, какую выберу себе специальность – шофер, строитель, врач. Один молодой человек спрашивает меня, какая его ждет перспектива, если он пойдет учиться в медицинский университет? Я задал ему встречный вопрос, а любит ли он животных, он говорит, что животных он не любит, спрашиваю, а любит ли он людей? Оказалось людей он тоже не любит. Спрашиваю, а что же ты любишь? Оказалось он любит и увлекается компьютером. Я отвечаю ему, что выбор института у него должен быть не медицинский.

Конечно же, прививать любовь к будущей профессии должны родители, школа. Этому должны учить учителя, надо любить учителей, без этого невозможно стать человеком. Стать Человеком с большой буквы надо много знать, много читать...

Сегодня дети вырастают на том, что кроме школьной программы узнают все, что известно всему миру, по телевидению, интернету, они иногда знают возможно больше чем их родители, они уже не столь наивные, по сравнению с нами в их годы, какими мы были в 30-40 годах прошлого века. Это, конечно, должно радовать, и радует нас.

Вот здесь очень важна роль родителей, школы. На мой взгляд, детям надо помочь, с 6-7 лет детям надо дать духовную направленность.

Ислам побуждает нас непрестанно думать, размышлять и приобретать знания с детских лет. Есть такое высказывание: «Главная задача верующего – искать знания. Каким бы ни был его источник, именно ему дано право обладать им».

О высокой образованности мусульман обратил внимание еще В.И. Ленин, в одной из своих работ он пишет: «...У Казанских татар на 150 человек приходится сейчас одна мечеть и один мулла, у русских и инородцев того же района один священник приходится на 1500 душ, у татар одна школа на 100 душ, у православных – одна на 1500-3000 человек!!!» и поставил три восклицательных знака.

Духовность в России, Ислам, на мой взгляд, развивается в условиях высокого образовательного уровня населения страны в целом, в том числе мусульман, думаю, что это служит образцом для мировой уммы.

На современном этапе, когда в ряде Арабских стран, в том числе в Сирии, развит экстремизм, очень важно в интересах мусульман всего Мира, чтобы не искажался бы наш Священный Коран. На мой взгляд, очень важно в Арабских странах, в том числе и у нас в России больше бы издавалось книг по Исламу, активнее бы открывались школы при мечетях по обучению всех возрастов мусульман, в первую очередь детей, открывались бы медресе.

Очень отрадно, что в наши дни открылась в Булгарах – родине возрождения Ислама в России – исламская академия, уже учатся первый набор шакирдов, а одним из преподавателей является племянник Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Как приятно, что большой вклад в духовное воспитание и в пропаганду Ислама вносит имам-хатиб мечети «Ихлас» Галлямов Мухамет хазрат, прихожанином этой мечети является автор этих строк. Мухамет хазрат постоянно выступает по телевидению, радио, в печати. У мечети «Ихлас» имеется свой сайт, который ежедневно посещают по 4-5 тыс. человек. Хазрат является членом ряда фондов исследования образования, исламской культуры и других научных объединений многих Исламских государств. Только в последние годы Мухамет хазратом изданы книги «Әхләк гүзәллектәре» (2009 г.) на башкирском языке. На татарском языке хазратом издана книга «Тугры юл» (2010 г.), «Убийство мирного населения тяжкий грех по Священному Корану» (2011 г.), «Мусульмане лицо Ислама» (2012 г.) Кроме того его перу принадлежат ряд переводов.

Книга – это друг человека, советчик, дающий веру. Книга объединяет поколения, эпохи, времена. Книга – это наследие, которое одно поколение оставило другому. «Дом без книги – комната без окна», говорит народная мудрость.

Лет тридцать – сорок тому назад, в Москве, в библиотеке им. Ленина, приходилось держать в руках книги  ХVIII-XIX вв. Эти книги теперь заняты электронными и будут выпускать в электронном варианте. С потерей  книги мир потеряет огромный пласт культуры, духовности населения, этот период вряд ли удастся восполнить в течение столетий. Мы потеряем не только духовность, научные труды, литературу, культуру поколений. Слава Аллаху мы еще неохотно отходим от печатных трудов. У той части населения, у которой нет электронных источников и без книг, что они обречены на неграмотность?

Не могу не поделиться с моими единоверцами и моими впечатлениями, свидетелями  которых мы являемся.

В 2006 г. В.В. Путин, при открытии сессии нового парламента Чеченской Республики сказал: «Россия была и будет надежной защитницей Ислама. Российское государство понимает, что российские мусульмане, оставаясь патриотами своей Родины, должны ощущать себя в полной мере частью мировой исламской уммы». Конечно же,  мы более  двадцати миллионная умма Российских мусульман считаем себя частью мировой исламской уммы.

Внимательно вчитываясь в речь В.В. Путина от 20.10.2013 года на торжественном собрании, посвящённом 225-летию Центрального духовного управления мусульман России в г. Уфе, уже тогда видно, что Россия относит себя к мусульманскому государству, и он призвал к тому, чтобы голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе. Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать своё слово в развитие, поэтому одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира.

При открытии отреставрированной Московской соборной мечети 23.09.2015 года Президент России В.В. Путин сказал, что в Булгарах, откуда идут истоки Ислама в нашей стране будет создана Исламская Академия. Слава Аллаху в наши дни она уже создана!

В газете «Аргументы недели» от 15 сентября 2015 года в сообщении мы читаем: «Новый тренд в спецслужбах?», в сообщении говорится, что примерно год назад, один из руководителей России получил указание В.В. Путина активнее продвигать вверх на генеральские должности сотрудников- татар по национальности. В настоящее время, говорится в сообщении, многие сотрудники занимают высокие посты, в т.ч. в центральном аппарате. Такое направление в кадровой политике вполне объяснимо говорится далее. В мире растет влияние мусульманского фактора во многих направлениях. Российские мусульмане, в основной своей массе всегда были патриотами России. Такое решение Президента  пойдет только на обеспечение безопасности страны, говорится в сообщении. От себя, как от человека прожившего большую и сложную жизнь, как патриот своей Родины, как сын патриотов, добавлю, это решение нужно было сделать уже давно. Это даст новый импульс, еще больший авторитет на мировой арене России, стабильность роста, развитие во всех сферах процветания России.

По моему глубокому убеждению, авторитет татар, их преданность России, ее народу, их честность и деловые качества, должны были правителей Государства Российского, привести к этому выводу еще в XVIII-XIX вв., а уж после Великой Отечественной войны этот вывод напрашивался как логическое умозаключение. Спасибо Владимиру Владимировичу, лучше позже, чем никогда!

Прочитавшему мою статью большое спасибо за ваше время, за ваш труд. Вместе с тем у дорогого читателя, возможно, возникнет вопрос, а что же хотел сказать автор. Ведь известно, что в истории были годы расцвета науки, были годы и упадка, известно об инквизиции и т.д. Да, к сожалению, в науке и с учеными светских наук и с учеными в Исламе трагедий тоже было много. Но вместе с тем в своем резюме, пришел к следующему убеждению.

 

Выводы

1. Несмотря на имевшиеся конфликты и расхождения во мнении среди ученых и в обществе, но наука и религия всегда шли совместно, иначе говоря, на современном языке, они были в кооперации, если еще конкретнее наука и Ислам всегда тесно шли рука об руку.

2. Люди в Исламе, если они не отступали от Корана, всегда были патриотами своей страны, своей Родины. Это одно из требований Корана. О Великой Отечественной войне много написано книг, статей. Любая из них написанная без предубеждений открывает истинное лицо мусульман, как людей преданных  Родине, своей стране,  как истинных героев. Это тоже одно из заповедей Ислама. Особенно много книг и статей написано естественно в Среднеазиатских и Республиках Закавказья, где преимущественно живут мусульмане.

3. Мусульмане, все население татарской национальности, не только хорошо и преданно защищают свою Родину, они добросовестной службой во все времена, доказали своему народу, Руководству страны и всему миру, к неизбежному выводу активнее выдвигать на высшие, командные должности людей татарской национальности и как веление времени отнести Россию к мусульманскому государству.

4. Руководство России при встречах в XXI веке с мусульманами, с религиозными деятелями страна официально подтвердила это. Еще и еще  было доказано, что все хорошее сочетается с Исламом.

5. Ныне религиозные деятели России, Башкирии, мечети «Ихлас» все шире сотрудничают с исламскими странами в области Богословия, образования, культуры и т.д.

Член мутаваллията мечети «Ихлас»

Ветеран Великой Отечественной войны

и здравоохранения, доцент

А.А. Мингазетдинов

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

Новости Объединенного исламского конгресса России

Feed URL not supported or can not load it.

Сайт нашего аксакала!

Сайт газеты Азбука Корана

Новости

Пред След

"Ихлас"та - "Иптәш командир"

Уфаның "Ихлас" мәчетендә Бөек Җиңү көне уңаеннан башкаланың 84нче гимназиясендә эшләп килүче "Символ" театр-студиясенә йөрүче яшь артистлар Туфан Миңнуллинның "Иптәш командир" пьесасы буенча спектакль күрсәтте.  

Подробнее

Мечеть украсили цветами

Мечеть украсили цветами

27 апреля члены республиканской РОО РБ татарских женщин «Сахибжамал» организовали субботник, посвященный Году Экологии и началу месяца Рамазан.  

Подробнее

Конкурс чтецов Корана “Голос мира”

Конкурс чтецов Корана “Голос мира”

1 апреля в мечети «Ихлас» прошел конкурс чтецов Корана «Голос мира» среди детей от двух до 17 лет, посвященный 20-летию образования МРО «Ихлас». Организатором конкурса выступила Ассоциация Исламского бизнеса в Республике...

Подробнее

20-летие МРО “Ихлас” – знаковое событие в ее истории

20-летие МРО “Ихлас” – знаковое событие в ее истории

11 апреля 2017 года состоялось очередное заседание мутаваллията МРО «Ихлас». На повестке дня были поставлены следующие вопросы: Результаты работы ревизионной комиссии (Г. Байков, Ф.Хуснуллин, В.Гараева); Подготовка к изданию юбилейного издания журнала...

Подробнее

Для спонсоров, поддержки и пожертвований:

R535416049841
Z331330850355


Top

Подписка на рассылку мечети Ихлас

Разработано: вебстудия ВИРТУ